Адаптация: как в российских компаниях встречают новичков

Первый рабочий день — это всегда волнительно. Чтобы новенький быстрее вошел в курс дела, его обучают, знакомят с коллегами, показывают, где стоит кулер. Но это формальная сторона вопроса. Попросили компании рассказать, какие традиции у них есть для первого рабочего дня нового сотрудника.

Полина Лаптева, менеджер по внутренним коммуникациям, Skyeng

Еще на этапе найма наши рекрутеры смотрят, насколько человеку будет комфортно в команде. У нас принята очень высокая степень свободы и самостоятельности, при этом велика ответственность за свои решения. Свобода проявляется даже в том, как формируется рабочий день. Поэтому новичок в Skyeng чувствует себя необычно в первое время.

Мы проводим экскурсию по офису, потому что у нас есть специфические правила для каждой зоны. Например, в тихом опенспейсе не общаются голосом. Если нужно поговорить по телефону или в скайпе с коллегой, можно уйти в специальный домик-переговорку. Или, например, мы всей командой решили, что на нашей кухне нельзя работать — она у нас только для того, чтобы там питаться. И есть еще такое забавное правило, что на кухне нельзя греть рыбу. Новичку тоже об этом рассказывают.

В нашем корпоративном мессенджере Slack есть несколько каналов которые помогают ребятам знакомиться. Например, в двух каналах живет бот donut, который объединяет офисных сотрудников на обед, а удаленных — на виртуальный кофе. Ребята договариваются об удобном времени и встречаются, чтобы познакомиться и пообщаться. Для каждого новенького это пункт чек-листа на первой рабочей неделе. Есть и каналы по интересам для тех, кто бегает, играет в футбол или путешествует.

Для удаленных сотрудников — особые приветственные традиции. У каждого новичка есть HR-менеджер, который связывается заранее и предоставляет доступ ко всем системам компании. HR всегда поддерживает новичка, если возникают вопросы. Плюс у нас есть специальный канал #newbies, где новые сотрудники могут знакомиться и общаться.

Юлия Иосько, менеджер проектов в блоке управления персоналом, МТС

Приходя в МТС, новые сотрудники сразу становятся частью команды благодаря своему buddy — это друг и наставник, который помогает новичку быстрее адаптироваться на новом месте. В качестве welcome новобранец получает экокружку и приветственную открытку с пожеланиями успехов на новом месте. Также все сотрудники МТС объединены внутренней социальной сетью, в которой новички могут найти много всего полезного для быстрой адаптации, а также получить мотивирующие и поддерживающие стикеры от новых коллег.

Юлия Локтева, менеджер проектов по персоналу центрального офиса «Леруа Мерлен»

В гипермаркетах «Леруа Мерлен» от Калининграда до Хабаровска с первого дня у новичков начинается пятидневная программа «Спутник», на которой ребята знакомятся с компанией, узнают о принципах обслуживания клиентов, проходят обучение по охране труда, погружаются в нашу атмосферу и прочее-прочее. Но в разных магазинах традиции по знакомству с новичками отличаются. Например, где-то на второй день «Спутника» весь совет директоров магазина приходит к новичкам и знакомится. Руководители рассказывают о себе, своем развитии и профессиональном росте. В пятый день — чаепитие с новичками и руководителями. В этот же день новый сотрудник знакомится со своим наставником, который выдает ему дневник новичка.

Где-то, помимо знакомства с советом директоров, куда входят директор магазина и руководители подразделений, на доску «Добро пожаловать» прикалывают фотографии новых сотрудников, чтобы каждый коллега имел возможность познакомиться с ними, пусть пока и заочно. Еще есть команды, где после процедуры оформления фотографируют сотрудника (желательно как-то креативно), добавляют его в группу магазина во внутреннем интранете и скидывают туда фотографию с информационным сообщением, типа: «Привет! К команде отдела «Плитка» присоединился продавец-консультант Петр! Петя любит пеший туризм, увлекается горными лыжами и любит зеленый цвет. Приветствуем Петю!». Многие ребята приветствуют Петю под постом и желают успехов.

Ольга Мазурова, директор по персоналу компании REHAU в Восточной Европе

Теплый прием в REHAU начинается с неформального приветственного письма. В нем новый сотрудник, помимо прочего, может найти ссылки на полезные ресурсы: страницы компании в социальных сетях, интранет-портал SmartStart для новичков, внутреннюю социальную сеть. Знакомство с ними позволяет сориентироваться в новом окружении. Каждый новичок также получает от компании приветственный подарок. В него входят разные приятные мелочи — сумка, кружка, ручки и блокнот с логотипом компании.

Не менее важно, как представлять сотрудника коллегам. С недавнего времени мы перестали ограничиваться традиционной информационной рассылкой с формальными сведениями о должности и функциях нового сотрудника. Каждый пришедший в компанию человек получает небольшой опросник, который предлагает продолжить фразы. Например: «В детстве я хотел стать…», «Друзья больше всего ценят во мне…», «Среди моих увлечений есть…», «В команде мне больше всего нравится…». На наш взгляд, это хороший способ представить себя коллегам и с первых шагов почувствовать себя частью команды.