Кто и как ищет сотрудников со знанием китайского

Глядя на численность населения Китая и на развивающуюся экономику страны, многие делают вывод: изучение китайского языка сегодня — чуть ли не важнее, чем изучение английского. По заказу организации China Campus Network, которая готовит русских студентов к поступлению в вузы Китая, Консалтинговый центр HeadHunter выяснил, насколько востребованы на российском рынке специалисты со знанием этого языка. Самыми интересными цифрами мы решили поделиться с читателями.
Кто и как ищет сотрудников со знанием китайского

Учить китайский язык сложно: среднестатистический русский человек знаком с английским хотя бы по словам «окей» и «компьютер», а вот взявшись за китайский, он ступает на совсем незнакомую территорию. Чтобы достичь хороших результатов в китайском, требуется в два раза больше времени, чем на любой европейский язык. А чтобы использовать его в работе и устном общении, специалисты советуют обязательно погружаться в языковую среду — без этого сложно приобрести нужный опыт.

Эти и многие другие особенности — например, количество диалектов, — делают китайский язык сложным для изучения. Около 80 тысяч человек отметили знание китайского в своем резюме на hh.ru — для сравнения, английский на том или ином уровне знают больше 12 миллионов человек.

За пять лет на hh.ru количество вакансий с обязательным знанием китайского выросло почти в четыре раза: с 826 объявлений в 2012 году до 3047 — в 2016-м. Конечно, больше всего специалистов ищут в закупках и продажах: чтобы производить товары в Китае и поставлять их на российский рынок, бизнесу нужны специалисты со знанием языка.

Кто и как ищет сотрудников со знанием китайского

Чтобы выяснить, насколько востребованы специалисты со знанием китайского языка, Консалтинговый центр HeadHunter опросил 433 представителей российских компаний. Треть опрошенных рассказали, что регулярно взаимодействуют с Китаем. Но только 8% работодателей целенаправленно ищут кандидатов со знанием этого языка.

Кто и как ищет сотрудников со знанием китайского

Около 22% опрошенных работодателей ищут одного-двух специалистов с китайским языком в год. При этом на рынке есть кандидаты, которые не только знают язык, но и получили образование в Китае: работодатели заинтересованы в переводчиках, специалистах по логистике, международной торговле и развитию бизнеса, которые жили в этой стране и знают особенности бизнеса.

Кто и как ищет сотрудников со знанием китайского

Александр Авакянц, генеральный директор российского представительства объединения вузов Китая CCN, рассказал, что большинство российских студентов в Китае учатся на таких специальностях, как международная экономика, переводческое дело, ИТ и компьютерные технологии, логистика. Но постепенно начинают набирать популярность и направления с более осознанным выбором пути развития — например, биотехнология, биомедицина, фармацевтическая инженерия, журналистика, строительство, интернет-торговля, маркетинг. Однако после учебы в Азии российские студенты, как правило, возвращаются на родину: «Подавляющее большинство студентов делают карьеру в России, — заметил Александр. — Это связано как со структурой спроса на специалистов, так и с большими различиями в культуре. Некоторые студенты прежде, чем вернуться в Россию, предпочитают получить 1,5-3-летний опыт работы в Китае. Но эмиграции в КНР практически нет: слишком большая разница в культуре наших стран и сложная система получения гражданства страны».

Согласно опросу, не всем компаниям, которые работают с партнерами и поставщиками из Азии, нужны специалисты со знанием китайского. Общаются с китайскими компаниями 49% работодателей, а рассматривать кандидатов со знанием языка готовы или планируют только 37% опрошенных. При этом для такого узкого направления это достаточно высокие показатели, уверена руководитель Консалтингового центра HeadHunter Елена Русанова. «Как правило, мы исследуем отношение аудитории к бренду работодателя. Однако этот проект был необычным: нам пришлось изучить спрос работодателей на потенциально новую соискательскую категорию — специалистов, получивших образование в Китае. Как показала практика, работодатели готовы делиться своими пожеланиями как к рынку соискателей, так и к рынку образования. Надеемся, этот партнерский подход станет основой как для повышения качества образования, так и для более качественной работы с соискателями со стороны компаний».